Как белорусская марка впервые попала в десятку лучших марок мира
65 стран приняли участие в конкурсе в рамках Венской международной филателистической выставки (WIPA), которая на днях завершилась в австрийской столице. Белорусская марка “850-годдзе стварэння Крыжа Еўфрасінні Полацкай” заняла 7-е призовое место.

TUT.BY поговорил с одним из ее создателей, художником, начальником издательского отдела центра "Марка" РУП “Белпочта” Иваном Лукиным. Оказалось, что известный крест публикуется на марках уже не в первый раз. А издание марок с портретами живых людей - редкость, которую все-таки можно встретить и в Беларуси.
- Вся почтовая филателистическая продукция подготавливается именно тут, в нашем издательстве. А это целая команда художников, дизайнеров, верстальщиков, редакторов и маркетологов.
Иван работал здесь восемь лет, потом был творческий перерыв в полтора года, и вот на днях он вернулся сюда снова. Художнику сразу же принесли и письмо из Вены. Марка, над которой он работал, вошла в десятку лучших.
"Марка, а точнее, целый блок, печатался в двух вариантах: в золоте и бронзе. Здесь же специальные оттиски, которые можно заметить на ощупь. Плюс к тому же дополнительные краски с эффектом металлического блеска. Довольно сложная технология с точки зрения полиграфии почтовой миниатюры. До этого мы такое не делали. Получилось, что и такое решение стало выигрышным".
О "прижизненных" марках и втором кресте Евфросинии Полоцкой
В конкурсе участвовала продукция 2011 года выпуска. Оценивалась как сама идея, так и техническое исполнение. Иван Лукин работал над художественным оформлением в паре со своим коллегой Андреем Мамаевым.
Кстати, крест Евфросинии Полоцкой один раз уже появлялся на белорусской марке в 1992 году. И это была именно первая марка в истории независимой страны.
"Все, что происходило, происходит и будет происходить завтра - в любой степени будет отражаться на марках. Мы затрагиваем абсолютно разные темы: от культуры и спорта до истории и известных личностей. Вот, к примеру, блок с нашими спортсменами Дарьей Домрачевой и Алексеем Гришиным. Хотя обычно на марках живых людей не печатают.
Мол, мало ли что, может сегодня человек хороший, а завтра все поменяется. Но мы считаем, что наши белорусские спортсмены, которые занимают в мире первые призовые места, достойны этого, - рассказывает Иван Лукин. - Тут у каждой-каждой марочки своя история создания. О них можно действительно написать целую книгу, с историей порой еще интереснее, чем сама марка.
Ведь на любую из них идет порядка 50 различных вариаций, потом выбор, и наконец утверждение. Только после всего этого появляется одна готовая марка".
О зоологе, который рисует животных лучше художников
Иван показывает и блок, который выйдет в свет через три дня. Он посвящен Большому театру оперы и балета в Минске. Партия марок уже отпечатана и ждет 21 мая.
В общей сложности от возникновения идеи до выхода продукции на прилавки проходит от одного до двух лет:
- Здесь у нас работают удивительные люди. К примеру, среди нас есть и человек, который преподает в БГУ, разбирается в зоологии, работает в музее университета, да к тому же еще и так хорошо рисует. Мы все его любим, это Александр Митянин. Далеко не каждый художник сможет нарисовать животное именно таким, какое оно есть в природе. А он умеет их нарисовать как живых, потому что хорошо знает их устройство. Мало того что это качественная художественная миниатюра, но и с научной точки зрения достоверная картинка. Тут и не скажешь, что лебедь, рак и щука – "не такие".
Как студент-прогульщик "пригласил" рисовать марки
Сам Иван некогда закончил Академию искусств, преподавал там. В издательство попал случайно. Однажды встретил на улице своего студента и спросил, почему тот прогуливает пары. Ответ "да вот рисую марки на Главпочтамте" заинтересовал художника, и он тоже решил попробовать. Так и остался здесь.
"Если посмотреть на работы победителей конкурса, то марки абсолютно разные. Я видел их в оригинале, и это высокотехнологичная продукция. Что касается тем, то всегда существует возможность предложить свою от любой общественной организации или министерства, архива или музея, университета. Потом творческий коллектив рассматривает заявки, насколько они интересны именно для филателии. В итоге темы утверждаются Министерством связи и информатизации. Причем, абсолютно разнообразные. Вот, например, марки к открытию комплекса "Мирский замок":
При печати использовались сложнейшие технологии. Как только в мире появляется что-то интересное и новое, сразу рассматриваем, пытаемся понять, как это сделано. Была интересная тема "Паровозы и вокзалы". Тогда мы практически занимались реставрацией вокзалов и паровозов по архивным документам и фотографиям того времени. Марка – это ведь не что-то индивидуальное, где один человек может все решать. Это не конвейерное производство, а коллективный труд и победа многих людей.
TUT.BY