Рыночные инструменты филателии

В отечественной филателии рыночные отношения существовали всегда. Даже в советское время. Правда, тогда они сводились в основном к простым операциям купли-продажи. На самом деле рыночных инструментов гораздо больше. Некоторым из них посвящена данная статья. Написана она от лица обычного филателиста, который что-то меняет, кое-что продает, но в основном покупает. Было бы интересно также узнать мнение отечественных дилеров и владельцев филателистических магазинов. Пока они молчат (либо не желают высказываться, либо не имеют новых идей), автор предлагает свою интерпретацию сути некоторых инструментов.
Инструментарий оптимизации соотношения спроса и предложения можно использовать в филателии тогда, когда почтовые марки и почтовые отправления воспринимаются и анализируются как ценные бумаги. Взгляд на филателистический материал как ценные бумаги не нов. Однако до сих пор еще никто не разъяснил, например, все свойства знаков почтовой оплаты в качестве акций. Таких вопросов много и все они выходят за рамки данной публикации. Поэтому здесь подчеркнем лишь один момент – стоимость. Любая ценная бумага имеет номинальную и курсовую стоимость. Первая из них фиксируется в номинале марки или тарифе почтового отправления, а вторая отражает рыночную стоимость филматериала и фиксируется в каталогах и аукционниках. Интересно, что многие эмитенты (т.е. те, кто выпустил ценные бумаги) уже давно не существуют (например, земства, Российская империя, СССР), а их ценные бумаги до сих пор котируются на рынке (филрынке). Каковы же инструменты работы с такими ценными бумагами с целью получения дохода? Рассмотрим только четыре инструмента.
Управление паевым инвестиционным фондом. Деятельность управляющих компаний (УК) на рынке паевых инвестиционных фондов (ПИФов) регламентируется законом «Об инвестиционных фондах», принятым депутатами Госдумы в конце 2001 года. «Оболочку» УК со всеми необходимыми лицензиями можно купить в Москве от 20 тыс. долларов США (в регионах дешевле). Доведение такой оболочки до эффективно работающей компании потребует времени и денег. Однако главное – подбор профессиональных менеджеров (аналитиков), от деятельности которых зависит приумножение доверенных активов и привлечение новых. При этом основной доход УК является фиксированным и в среднем по рынку составляет 2% от стоимости активов в год. Гораздо больший доход можно получить при индивидуальном доверительном управлении – примерно 15 – 20% от прироста стоимости активов выше некоторого порога. Под управлением одной компании могут находиться сразу несколько ПИФов. Различают следующие основные виды фондов: облигаций, акций, смешанных инвестиций, денежного рынка, ипотечные, недвижимости, венчурные, а также индексные фонды и фонды фондов. В этой «линейке» явно не хватает одного вида – филателистического ПИФа. Можно даже предложить оригинальные названия – ПИФ «РусФил-раритет» под управлением УК «РусФил».
В общих чертах деятельность филателистической УК может выглядеть следующим образом. Обычные коллекционеры и крупные бизнесмены приобретают, исходя из своих финансовых возможностей и представлений о целесообразности данных инвестиций, некоторое количество паев. Так создается ПИФ. Главной же задачей управляющей компании является приобретение таких ценных бумаг, рост курсовой стоимости которых позволит значительно увеличить сумму активов пайщиков. Все ценные бумаги делятся на низко- и высокодоходные. Первые могут быть представлены редкими выпусками почтовых марок классического периода (до 1940 г.). Их курсовая стоимость постоянно немного растет и риск потери какой-то части вложенных в них средств минимален. Вторые представлены редкими почтовыми отправлениями, стоимость которых через некоторый период времени может как резко вырасти, так и значительно снизиться. Вложения в такие бумаги являются высокодоходными и высокорискованными. Поэтому менеджеры УК должны диверсифицировать вложения таким образом, чтобы достигнуть высокой доходности при минимальном уровне риска.
Каждый филателист считает себя инвестором, хорошо разбирающимся в выбранной области коллекционирования, и поэтому полагает, что и без управляющей компании сможет сделать выгодные вложения собственных средств. На самом деле УК имеет ряд преимуществ перед отдельно взятым коллекционером: 1) за счет аккумуляции в ПИФе значительных активов, УК может приобретать дорогие раритеты, а обычному коллекционеру, например, марка тифлисской городской почты «не по карману»; 2) филателист покупает то, что ему нравится, а УК – то, что принесет доход; 3) коллекционер изучает архивные материалы по выбранной теме, а УК исследует филрынок с целью обнаружения «точек роста»; 4) коллекция, собранная одним филателистом, со временем может стать как дороже, так и значительно дешевле, а приобретаемый УК филматериал за счет диверсификации портфеля и оперативного принятия решений становится только дороже; 5) УК может зарабатывать даже на резком падении цен на отдельные выпуски почтовых марок (у брокера берется в долг «падающий в цене» выпуск, продается по текущей цене, выжидается, когда цена еще сильней упадет, откупается данный выпуск по новой цене и возвращается брокеру, разница между «высокой ценой в падении» и «низкой ценой в падении» составляет доход УК); 6) филателист как инвестор-любитель покупает то, что растет в цене, и срочно продает то, что резко падает в цене, а УК поступает наоборот – скупает «дешевые» активы и продает «дорогие».
Что получит обычный российский коллекционер от того, что под управлением каких-то «буржуев» будет расти сумма активов филателистического ПИФа? Во-первых, коллекционер сам может стать «буржуем», а точнее – инвестором. Во-вторых, активная деятельность УК приведет к повышению темпов роста стоимости и ликвидности отечественного филматериала, что позволит обычному коллекционеру передать своим наследникам не просто коллекцию, а дорогую коллекцию. В-третьих, повысится имидж отечественной филателии. В-четвертых, легче станет находить спонсоров для проведения крупных мероприятий, затрагивающих каждого филателиста. В-пятых, рано или поздно инвесторы, доверяющие управление своими активами филателистической УК, станут коллекционерами. Таким образом, от эффективности реализации этого рыночного инструмента в определенной мере будет зависеть развитие филателистического движения в России.
Реализация арбитражных стратегий. Под арбитражем биржевики подразумевают извлечение выгоды из разницы цен одного актива на разных торговых площадках. Местом или площадкой постоянной (регулярной) торговли филателистическими материалами могут быть клубы и магазины, а также квартиры отдельных особо активных дилеров. Таких площадок в России множество, но наиболее значимые, по мнению автора, сосредоточены в Иркутске (2 площадки), Питере (3) и Москве (8). Различия в ценах между площадками в пределах одного города рассматривать не будем, а остановимся на разнице цен между городами. Приобретая филматериал по истории русской почты (не путать с советской и ныне российской почтой) в названных городах с начала 1990-х, автор может субъективно – с позиции покупателя – судить об изменениях цен на те или иные категории почтовых отправлений.
Если сегодня в Иркутске самые обыкновенные почтовые отправления, относящиеся к Европейской России, «ничего не стоят» (иркутское «ничего» эквивалентно одному доллару), то в Москве точно такие же вещи тоже «ничего не стоят». Вот только московское «ничего» равно уже трем долларам. Примерно такая же пропорция прослеживается и по некоторым другим вещам. К примеру, пароходная почта «теплых» морей и рек в Иркутске идет по 5 – 20 долларов, а в Москве – по 15 – 60 долл. С другой стороны, пользующиеся спросом в Иркутске простые вещи с штемпелями почтовых учреждений Азиатской России реализуются по 10 – 20 долларов, а в Москве они стоят 5 – 10 долл. В свою очередь, пароходную почту «холодных» морей и рек в Москве предлагают по 100 – 250 долларов, а в Иркутске приобретают такие вещи по 200 – 500 долл. Таким образом, с некоторой долей условности можно предположить, что приобретенная в Иркутске вещь может быть продана в Москве в 3 раза дороже, а приобретенная в Москве – в 2 раза дороже в Иркутске. Разумеется, это относится только к тем филматериалам, которые пользуются повышенным спросом в одном городе и «пониженным» - в другом. Разница цен между остальными городами примерно следующая: из Иркутска в Питер увеличивается в 2 раза, из Питера в Иркутск – в 3 раза, из Питера в Москву – 1,25 раза, из Москвы в Питер – в 1 раз. Используя эти коэффициенты можно выстроить следующие арбитражные стратегии (в скобках указано количество денежных единиц, за которое продается привезенный филматериал и здесь же на эту сумму закупаются новые вещи; исходное количество единиц равно 100):
Москва (100) – Иркутск (200) – Москва (600) – Питер (600) – Москва (750);
Питер (100) – Москва (125) – Иркутск (250) – Москва (750) – Питер (750):
Иркутск (100) – Москва (300) – Питер (300) – Москва (375) – Иркутск (750).
На данных условных примерах видно, что, приобретая и реализуя филматериал в разных городах, в итоге происходит увеличение денежной массы. Многие могут возразить: невозможно в 7,5 раз увеличить исходный капитал в такой цепочке реализации арбитражных стратегий. Ответим: можно, но только имея четкие представления о структуре спроса и предложения на разных торговых площадках. Филателисты «советской закалки» (к таковым относит себя и автор) скажут: это же спекуляция. Возможный ответ: если в отдельно взятом городе уже платят такие деньги за такие вещи, то правильная организация этого дела лишь ускорит приобретение коллекционерами необходимого филматериала.
Вот только пока нет таких очень подвижных («продвинутых») дилеров. Те, кто сейчас работает в этом направлении, не выстраивают арбитражных стратегий либо из-за отсутствия информации о всех особенностях спроса и предложения в разных городах, либо из-за неумения согласовывать интересы разных продавцов и покупателей. Однако со временем такие дилеры или компании дилеров появятся. Что же касается обычных филателистов, то нам остается надеяться на появление не одного, а нескольких таких дилеров, и снижения цен в результате их конкуренции. Пока этого не произошло, «экономные» филателисты могут «попытать счастья» в рамках «Ай Пи Оу».
IPO. Эта нерусская аббревиатура используется нашими биржевиками для обозначения первичного публичного размещения акций. Филателистическое IPO – первичное предложение почтовых марок и почтовых отправлений на филрынке. Первичным размещением марок в России занимается ИТЦ «Марка». Что касается редких почтовых отправлений, то они приходят на филрынок из семейных и иных архивов, от филокартистов и наследников филателистических коллекций. Интерес, который проявляют биржевики к первичному размещению, вызван, как правило, недооценкой предлагаемых активов. Иначе говоря, пока в ходе многочисленных торгов не установилась некоторая сбалансированная цена, есть возможность дешево купить ценные бумаги и играть на их повышение. В этом плане маловероятно, что в ближайшие один – два года значительно вырастет стоимость новых марок. Поэтому представляет интерес появление на рынке только редких почтовых отправлений.
В целом, не филателисты, выставляющие на филрынок старые конверты, карточки и т.д., не имеют представления об их истинной стоимости. Как любит повторять один мой коллега, «филокартист – лучший друг филателиста». Дело в том, что филокартист более-менее точно ориентируется в стоимости почтовой карточки как открытки, но не знает стоимость этой же карточки как почтового отправления. Это открывает филателистам возможность относительно дешево покупать редкие вещи. Например, несколько лет назад один иркутский филокартист предложил автору «дорогую» открытку с видом ленского прииска за 600 рублей. На адресной стороне открытки имелся самый ранний из всех известных штемпелей пароходной почты на Лене, что сразу переводило данную вещь в стоимостную категорию «от 1000 долларов». Интересны также семейные архивы. Особенно когда в них много конвертов и открыток. Обязательно найдется что-то интересное, и это что-то будет гораздо дешевле, чем приобретение аналогичной вещи у филателистических дилеров. Отсюда совет обычным филателистам: дружите с филокартистами и интересуйтесь предложением семейных архивов, чтобы первыми приобрести редкие вещи.
Лизинг. Это услуга финансовой аренды, при которой лизингодатель передает лизингополучателю определенный товар во временное пользование за фиксированную плату и при сохранении права собственности за лизингодателем. В переводе на филателистический язык это означает, что филателист-лизингодатель, располагая, например, очень редким конвертом, может заключить лизинговую сделку с другим филателистом и передать ему данный конверт во временное пользование. Выгода для филателиста-лизингодателя в том, что временно ненужный ему конверт, который нет желания продавать, приносит доход. Филателист-лизингополучатель также остается в выигрыше: не имея возможности (либо очень дорого, либо никто не продает) приобрести такой конверт для своего экспоната, он может взять его во временное (на период подготовки экспоната и демонстрации его на ряде выставок) пользование.
Возможную схему расчетов покажем на условном примере. Предположим, один филателист имеет редкий конверт, который сегодня стоит 100 единиц и каждый год становится дороже на 20%. Допустим, этот филателист решил подождать 5 лет и затем продать данный конверт гораздо дороже. Если он будет просто ждать, то через пять лет сможет продать конверт за 248,832 единицы (после 1-го года конверт будет стоить 120, после 2-го – 144, после 3-го – 172,8 и т.д.). Если же конверт отдавать ежегодно в лизинг под ставку в 20% годовых от стоимости конверта на момент заключения лизинговой сделки, то филателист получит за пять лет 148,832 единицы. Таким образом, при простом выжидании доход составит 148,832 единицы (248,832 – 100), а при выжидании с передачей в лизинг – 297,664 единицы (148,832 + 148,832). Скептически настроенные филателисты могут возразить, что нет таких филматериалов, которые растут на 20% в год. Есть и могут расти более высокими темпами. Так, например, в 1991 году автору предложили купить редкую почтовую карточку за 10 долларов (по тем временам большие деньги, так как интересную вещь можно было приобрести и за 1 доллар). Пожалел тогда денег, а в 2005 году купил именно эту карточку за 400 долларов. Нетрудно подсчитать, что за 14 лет данная вещь подорожала в 40 раз, а среднегодовой рост курсовой стоимости составил примерно 30%.
Для распространения данного инструмента среди филателистов необходимо будет решить ряд задач (разработать типовой лизинговый договор, определиться с авансовым взносом и размером лизинговых платежей, выбрать оптимальную схему страхования и др.). Однако ожидаемый филателистический эффект – в виде повышения оценок отечественных экспонатов на всемирных и международных выставках, а также расширения возможностей исследования ранее недоступных вещей и, как следствие этого, публикации новых результатов – превысит все сложности организации этого дела и в целом повысит престиж отечественной филателии.
Виктор Блануца
г. Иркутск
Рыночные инструменты филателии // Филателист. – 2006. − № 7. – С. 25 – 28.